2921

Дизайн

4 августа 2009

Ар деко: эклектика и роскошь

Представляя собой причудливую смесь элементов неоклассицизма, конструктивизма, кубизма, модерна, арт нуво и футуризма, ар деко был на пике популярности в ревущие двадцатые. К нему приглядывались и прислушивались мода, живопись, графика, кинематограф, архитектура, промышленный дизайн и дизайн интерьеров. В поисках вдохновения ар деко обращался и к этническому, ярко национальному — японской, китайской, античной традициям, африканскому примитивизму. В отличие от большинства художественных направлений, имевших философско-политическую подоплеку, ар деко изначально формировался как чисто декоративный.

Первая мировая разрушила в большей или меньшей степени многие европейские города — теперь их спешно восстанавливали. Преобладавшим стилем архитектуры в это время как раз и был ар деко.

В противовес арт нуво, предпочитавшему богатство форм, обилие деталей, ар деко тяготел к геометрии и чистоте. Живопись ломала прямые линии, гнула зигзаги и кривые, заполняла пустоту трапециями и прямоугольниками. Углы становились все более прямыми — это особенно характерно для неопластицизма.

Сочетание несочетаемого в который раз явило себя в искусстве — архитектура соединяла стекло, бронзу, бетон и сплетала традиции древнего мира с последними идеями нового времени. Применение в строительстве железобетонных конструкций позволило возводить здания, подобные нью-йоркскому Chrysler Building. Внесли свою лепту и тенденции авиа-, автомобиле- и судостроения — так, океанский лайнер «Нормандия», над интерьерами которого работал Рене Лалик, стал своего рода плавучей выставкой ар деко.

В 1919 в Германии появилось художественное объединение Баухаус. Под руководством Вальтера Гропиуса оно стало одним из самых влиятельных в своем столетии, просуществовав, однако, лишь до 1933 года. Может быть, его влияние и переоценивают, однако, задавшись целью привлечь художников работать на промышленность, Баухаус, несомненно, свой след в архитектуре ХХ века оставил — примером тому являются жилой дом в Ганзе (Берлин), здание обувной фабрики «Фагус», а также жилые кварталы поселков Даммершток, Сименсштадт, Дессау-Тертен и т.д.





В Москве в это время работала школа авангардистского промышленного дизайна ВХуТеМас, имевшая те же цели, что и Баухаус. Как и в Баухаусе, в Москве работали Кандинский и Лисицкий, школа приглашала Родченко. Однако пропаганда формализма свела на нет весь творческий потенциал объединения, поэтому сколько-нибудь заметных результатов школа не добилась и к концу двадцатых годов была реорганизована во ВХуТеИн.

Балеты Сергея Дягилева — музыка, танец в потрясающих декорациях и костюмах, созданных Бакстом, Пикассо, Дереном, Делоне — были открытым призывом к роскоши и экзотике. Отсюда и мода на веера, перья, яркие цвета в одежде и интерьерах, на изысканность фактур и необычность материалов — кожу рептилий, черное дерево, слоновую кость, драгоценные камни, дорогие ткани.





Почти каждый предмеn мебели в стиле ар деко был шедевром. Одним из наиболее известных и успешных дизайнеров мебели ар деко был Жак-Эмиль Рульман. Его работы нельзя спутать ни с какими другими — их отличают идеальные пропорции и необычная форма. Каждый предмет мебели состоит из множества деталей, но, глядя на него, видишь только цельную вещь.










Украшения в стиле ар деко просто потрясающи. Рядом с ними украшения предыдуших периодов кажутся  привычной и предсказуемой классикой. Ар деко относился к жизни по-детски легкомысленно и несерьезно. Дерзкими и яркими были и украшения — огромные кольца с крупными драгоценнысми камнями, длинные серьги, сверкающие бриллиантовые браслеты, жемчуг, сапфиры, рубины, изумруды..







Символической фигурой периода ар деко стала эмансипированная женщина-мальчик. Тогда и вошла в моду стрижка «гарсон» — «под мальчика», правда, до торжества андрогинности и унисекса было еще далеко.

В графическом дизайне ар деко произвел своего рода революцию, установив новее стандарты массовой рекламы.

Изобретение в 1920 году печатного пресса сделало возможным массовое производство книг, газет, журналов и другой информационно-литературной продукции. Естественно, начался расцвет печатной рекламы.

Рекламные агентства росли, как грибы после дождя — они предлагали плакаты, брошюры, путеводители, открытки, приглашения... И большей частью они были в стиле ар деко — геометрически прямолинейными и чертовски влекущими. С ними вошел в моду и новый шрифт — более угловатый и прямой, чем предшествовавший ему курсив периода расцвета арт нуво.

Шрифт ар деко считается одним из самых стильных и известных шрифтов ХХ столетия. В эру машин тяготение к техногенному и футуристичному было объяснимым. Минимализм футуризма олицетворяла собой, видимо, и четкая геометрия шрифтов ар деко. И — диаметрально противоположная тенденция — мода на Древний Египет. Отсюда и явные реминисценции на египетские иероглифы.









С течением времени, когда эстетике формы стало уделяться все больше внимания, графический дизайн не остался чужд переменам. Прежде все решали удобство и функциональность, теперь стало важным красиво и стильно подать товар. Упаковка продуктов, обложки книг, уличные плакаты — все реализовывало один из главных принципов ар деко — совместить эстетику и прагматику, показать функциональность красиво.



Ар деко сделал улицы галереями графического дизайна. Постеры в стиле ар деко стали одним из самых узнаваемых и успешных средств рекламы в мире. В условиях быстрорастущей экономики и общего оптимизма двадцатых годов индустрия рекламы процветала. Постеры рекламировали товары и услуги самого разного толка.







Плакатная реклама туризма и путешествий были популярнейшим средством рекламы того времени. Она изображала молодых стильных горожан в экзотической обстановке,  транспортные средства — поезда, океанические лайнеры, самолеты, автомобили.















Люди отправлялись в путешествия — и отправляли открытки. Сегодня к этому мало кто относится серьезно, однако в двадцатые открытка, присланная из путешествия, значила больше, чем просто «Жаль, что тебя сейчас здесь нет». Это служило своего рода подтверждением статуса — социального и финансового. Названия мест выводились все тем же геометрически-четким шрифтом.



Еще одной излюбленной темой был досуг: джазовые клубы рекламировали вокалистов и танцоров, отели и рестораны — танцевальные вечеринки и роскошные ужины в элегантной обстановке. Рекламировали Олимпийские Игры и прочие спортивные события. Изображения на плакатах соответствовали шрифту — лица и фигуры давались без особых деталей, плоскими, удлиненными, угловатыми.

В стиле ар деко творили Тамара де Лемпицка, Андре Лот, Александра Экстер, Вадим Меллер, Морис Аскалон...

 









Тамара де Лемпицка стала одной из культовых фигур ар деко. Следуя стилистике Андре Лота, она создавала портреты в манере "безопасного" кубизма. Ее женщины сексуальны, дерзки, они провоцируют и соблазняют. Ее мужчины красивы и сильны.




















В тридцатые на ар деко молились в США — он стал символом роскоши, успеха, оригинальности. В конце тридцатых — начале сороковых интерес к стилю пошел на спад, и вскоре о нем почти забыли. Своего рода возрождение ар деко испытал в восьмидесятых, с распространением графического дизайна. Влияние его, скажем, на поп-арт, переоценить сложно.

Об ар-деко можно говорить много, долго и с удовольствием — и обсуждать его с различных точек зрения. Эта статья, конечно не курсовая работа на заказ, где все разобрано подробно и разложено по полочкам, а небольшой ликбез — старт, с которого можно идти далеко вперед и вглубь, если интересно.



Понравилось?


Еще есть кое-что подобное:

Бесплатные фоторедакторы

Лучшие сайты-базы с фотографиями на сегодня

Креативные визитки 3

24 часа в городе

Ювелирные коллекции Jacqueline Rabun

Неправильная посуда

Назад / Следующее событие


Пока комментариев нет


Оставить свое мнение