593

Дизайн сайтов

19 мая 2009

Юзабилити сайта

Создавая вебсайт или начиная редизайн уже существующего, дизайнеры сталкиваются со множеством трудностей. Нужно осчастливить заказчика, сделав сайт, который будет приносить результат, и в то же время не забыть о рядовых пользователях.
В процессе создания и разработки юзабилити часто отодвигается на второй план.
Так как мы создаем сайт сами, логично, что мы знаем его гораздо лучше, чем любой потенциальный посетитель, а потому нам не приходит в голову, что у пользователя могут возникнуть трудности.
Создание по-настоящему юзабильного сайта требует правильной расстановки приоритетов и неоднократного тестирования. Если делать акцент только на визуальной стороне или сосредоточиться лишь на получении максимального дохода, юзабильность явно пострадает.
Во время разработки сайта старайтесь ставить себя на место посетителя, зашедшего на сайт впервые. Возможно, вы пересмотрите свое мнение относительно его сильных и слабых сторон.
Для того, чтобы улучшить юзабилити сайта, обратите внимание на такие аспекты дизайна, которые влияют на посетителя в первую очередь, и убедитесь, что в этом отношении сайт достаточно продуман.

Ясная и логичная навигация

Понятно, что юзабилити немыслима без хорошей навигации. Если по сайту неудобно двигаться, вряд ли посетитель быстро найдет то, что ему нужно. Скорее всего, он быстро покинет сайт, не узнав ничего ни о нем, ни о компании.
Навигация во многом зависит от типа сайта.
Блоги, к примеру, имеют весьма своеобразную навигацию. Посетители блогов знают, что заголовки блогов на главной странице ведут к полным текстам, категории и теги обычно располагаются сбоку, а сортируемые по дате архивы дают возможность читать более ранние посты.
Онлайн-магазины требуют совершенно другого подхода. Главная задача навигации здесь — помочь посетителю найти нужный товар.
Таким образом, мы снова возвращаемся к вопросу юзабилити — когда пользователь посещает определенного рода сайт, он ожидает каких-то определенных вещей, и навигация в этом отношении — далеко не последнее дело.

Ясно определенная специфика

Вам доводилось посещать сайты, на которых сначала просматриваешь несколько страниц, и только потом понимаешь, о чем это все вообще. Если неясно, что, собственно, предлагает компания, пользователь скорее всего поищет другое место. И будет прав. Потому что одним из ключевых факторов юзабильности является способность донести сообщение.
Это тот самый коммуникативный аспект, для реализации которого существует множество средств: заголовки, теги, изображения, цвета, стиль дизайна — все это сообщает о чем-то посетителю. Эффективный и юзабильный сайт сможет донести свое сообщение до посетителя, и, в идеале, это сообщение будет прослеживаться на всем сайте, а не только в определенных разделах или на главной странице.

Адекватное содержание

Говоря о юзабилити, о наполнении сайта часто совершенно неоправданно забывают. Хороший сайт ориентируется на определенную целевую аудиторию, и ее специфика определяет подачу информации.
Каким бы ни было наполнение сайта — посты блогов, каталог товаров, описание услуг, уроки, видео — оно должно создаваться с учетом возможных интересов целевой аудитории.
Сайт, содержание которого не направлено на определенную аудиторию, имеет мало ценности для посетителей. Пользователь заходит на сайт с целью получить информацию, и от того, насколько адекватно она представлена, зависит то, останется ли пользователь на сайте.

Адекватный стиль

Каким бы ни был стиль, всегда найдется тот, кому он нравится, и тот, кому он не нравится. Всем угодить невозможно, но выбрать дизайн, адекватный с точки зрения целевой аудитории, вполне реально.
Реальность такова, что люди, занимающиеся схожим делом, имеют примерно одинаковые предпочтения. Это происходит потому, что они ставят перед собой примерно одинаковые задачи и хотят достичь примерно одинаковых целей.
Поэтому не следует упускать из внимания целевую аудиторию при разработке дизайна сайта. Так, гранжевые текстуры идеальны для сайтов, посвященных экстремальным видам спорта или неформатной музыке и имеющих целевой аудиторией молодежь. Вряд ли нормальный сайт, посвященный пенсиям, инвестициям или адвокатским услугам, будет выполнен в таком стиле.
Вид сайта оказывает мгновенное действие на посетителя. Об этом говорят постоянно, как и о том, что впечатление формируется в первые несколько секунд.

Отсутствие помех

Сайт, для которого посетитель больше, чем просто элемент статистики посещений, не позволит себе размещать огромные всплывающие окна акций и раздражающую анимированную рекламу — то, что мешает пользователю  просматривать содержание  и перемещаться по сайту. Да, подобные средства используются во вполне законных целях, однако это отвечает интересам заказчика и ущемляет интересы пользователя.
В реальности большинство сайтов создается с целью получения прибыли, и интересы пользователей учитываются мало.

Легкость контакта

Почти всегда какая-то часть посетителей хочет связаться с владельцем или администрацией сайта. Либо по поводу размещенной на сайте информации, либо по вопросам работы сайта. Невозможность контакта оставляет у пользователя впечатление того, что его мнение и проблемы никого не интересуют.
Так как посетители могут заходить на ваш сайт с разных его страниц, неплохо будет разместить ссылку на контакты на каждой странице.
Подумайте о том, где вы сами обычно ищете ссылку на контакты. Многие вебсайты помещают такую ссылку в главное меню, или в подвал сайта.
Если сайт большой и в главном меню ссылка на контакты не дается, большинство посетителей будет искать ее в разделе «О компании» («About»)


Читабельность

Как мы уже говорили, пользователю нужна информация. Большинство посетителей не читает все содержание страницы от слова до слова. Им важно найти необходимое, потратив на это как можно меньше времени.
Поэтому сделайте так, чтобы пользователю было легко в этом оношении — используйте пробелы, заголовки, подзаголовки, выделение текста, списки и т. д.

Смена приоритетов

Ориентированный на посетителя сайт отвечает, в первую очередь, интересам посетителя, а не заказчика. Конечно, сайт должен выполнять поставленные для него цели — например, продавать товары, однако это следует организовать должным образом. Вместо того, чтобы рассматривать сайт как рекламу продукта или услуги, взгляните на него как на инструмент помощи пользователю, неотъемлемой частью которого и является предлагаемый продукт или услуга.

Предвидение вопросов пользователя

Как бы хорошо ни был продуман сайт, у посетителей всегда возникают вопросы. Разделы типа «Часто задаваемые вопросы» («FAQ») помогают пользователю решить проблему самостоятельно, а администратору — минимизировать число вопросов, требующих однотипного ответа.

Доступность

Еще один фактор юзабилити. Здесь главное — сделать сайт удобным для целевой аудитории. Если сайт насыщен анимированными элементами, крупными изображениями, видеороликами и т.д., но при этом крайне медленно загружается, это не делает его привлекательнее в глазах посетителей.

Источник: WebDesignLedger
Адаптация, перевод: CG-Mania



Понравилось?


Еще есть кое-что подобное:

3D-моделирование: бесплатные приложения

Теория цвета в веб-дизайне

Как правильно создать сайт

Полезные футеры

Сайты для турагентств

"Зеленые" сайты (2)

Назад / Следующее событие


Пока комментариев нет


Оставить свое мнение