Каждый день, с момента Рождения и до самой смерти человека реклама заботливо его опекает подсказывая, какую газировку пить и какую одежду носить, куда отправиться отдыхать и чем мыть посуду.
Реклама — двигатель общества потребления, в индустрии рекламы заняты тысячи людей, она создает сияющий образ счастливого общества и человека. И миллионы людей каждое утро отправляются на работу, подгоняемые желанием заработать больше и позволить себе то, что, в сущности, им не нужно.
Саморекламой люди занимались, в сущности, всегда. Но никогда реклама не была такой всепроникающей и активной, как в двадцатом веке. И начало этому положила Америка начала пятидесятых, когда послевоенный индустриальный бум совпал с запуском в массовое производство телевизоров. Условия сложились идеальные. С тех пор реклама движется только вперед, не оглядываясь.
Когда в американских гостиных стали появляться телевизоры, люди обнаружили, что им, оказывается, нужно многое из того, о чем они даже не подозревали. Художественная ценность многих передач была нулевой, они служили лишь средством рекламы. Тогда же появились и «мыльные оперы». Эти теле- и радиосериалы, ориентированные на домохозяек, спонсировали производители бытовой химии, поэтому передавали их в то время, когда их могла услышать наибольшая аудитория.
Люди по-прежнему не имели лишних денег, а реклама предлагала так много, что проповедовать прежнюю мораль бережливости и скромности стало невыгодно. Идея о том, что покупать стоит только то, что можешь себе позволить и на что смог накопить, стала непопулярной. Вместо этого реклама предложила кредиты. Вы можете купить этот роскошный сверкающий автомобиль прямо сейчас — зачем ждать, пока будут деньги? — говорила реклама. Исполнение желания здесь и сейчас — вот что стало лозунгом американской рекламы. Неудивительно, что система кредитных карт, позволявшая легко получать деньги в долг, появилась в США уже в пятидесятые.
Вряд ли что-то может рассказать об Америке пятидесятых годов лучше, чем автомобили того времени. Тогда еще не было корпораций глобального масштаба, предлагающих элегантные и страшно похожие друг на друга дорогие машины. Тогда можно было выбирать по-настоящему — машины были, действительно, разными. Их отделывали хромом и они были длинными. Экстравагантные, роскошные, футуристические автомобили сияли яркими цветами эпохи оптимизма.
Реклама автомобилей просто цвела — еще бы, ведь машина утверждалась непременной составляющей американской мечты.
Из огня Великой Депрессии тридцатых годов Америка угодила в полымя Второй Мировой. И только к началу пятидесятых люди смогли почувствовать уверенность и обрести покой. К тому времени средний доход американцев составлял около $3000, и более 60% населения имели собственные дома. Это была страна изобилия, прежде всего продовольственного.
С журнальных картинок смотрели сытые, улыбающиеся безупречными зубами американцы в окружении разнообразных блюд, в интерьерах ресторанов и кафе. Полуголодная, все еще не оправившаяся от войны Европа могла только завидовать такому благополучию. Конечно, в Америке многие голодали по-прежнему, многие были бедны, однако по рекламе этого не было видно.
К концу пятидесятых большинство американцев имели автомобиль и стиральную машину и около 90% — хотя бы один телевизор. Реклама убеждала, что новая стиральная машина просто необходима, как и новый огромный холодильник, и машина, и телевизор. Новым бытовым приборам не было ни числа, ни конца, поэтому нужно было усердно трудиться, чтобы жить не хуже соседей.
И люди трудились, чтобы купить новые бытовые приборы, которые экономили бы их время, чтобы они могли заработать еще на новые приборы, которые тоже будут экономить их время. Потребитель крутился, как белка в колесе — идеология общества потребления сформировалась именно в пятидесятые и с тех пор неумолимо растекается по всему миру.
Работа с утра до ночи и постоянное стремление быть не хуже других, как тому учила реклама, не могли не сказаться на здоровье нации. Но и тут реклама пришла на помощь, рассказывая о том, как полезно иногда расслабиться и покурить, и о том, что проблемы с пищеварением, вызванные неумеренным потреблением накупленной еды (об этом, конечно, не упоминалось), легко решаются с помощью чудо-лекарств.
Реклама помогла людям узнать, что они страдают от недугов, о которых и не подозревали. Оденьте актера в белый халат, повесьте ему на шею стетоскоп, сочините убедительный текст — и самые невероятные утверждения покажутся правдой.
Иметь холодильник, кучу еды, сверкающую машину и при этом носить черт знает что было недопустимо, поэтому одежда тоже рекламировалась активно. Так легко поверить в то, что вот в этом-то костюме такой-то фирмы вы сразу станете тем, кем всегда мечтали.
Прежде люди без труда обходились рабочей одеждой и каким-нибудь парадно-выходным костюмом, который хранился годами. Теперь же они узнали, что нужна одежда «для отдыха». Времени на отдых, правда, было мало — люди старательно работали, чтобы купить то, что проповедовала реклама.
Детей изображали в рекламе всего. Родителям внушали, что если они купят своему ребенку эту игрушку/кукурузные хлопья/газировку, он станет счастливее/веселее/здоровее, а если нет — значит, они его не любят. Противостоять этому было трудно и люди покупались и покупали.
Если смотреть трезвым современным взглядом, детская реклама была жутковатой. Дети выглядели нагловато, и улыбались страшнее и зубастее, чем иные диснеевские мультяшки. Но может, только так кажется.
Всегда интересно наблюдать, что говорит реклама о самом обществе, которому она предназначена. А она говорит весьма красноречиво. Например, вот эта реклама рубашек.
Ясно, что главная ячейка общества — полноценная семья. Муж, жена и двое детей счастливо живут где-то в пригороде, муж ходит на работу, а жена занимается детьми. Это было нормой того времени. вряд ли найдется хоть одна реклама, ориентированная на мать-одиночку или разведенного мужчину — они ячейками общества не были.
Чем больше война и первые послевоенные годы становились частью прошлого, тем явственнее американцы ощущали, что над страной снова засияло солнце. Все было восхитительно ярким, цветным и новым, и — неважно, старый ты или молодой — вот оно, твое право на лучшие времена.
С одной стороны, реклама точно передает настроение тех годов — оптимизм, подъем, вдохновение. С другой — она без зазрения совести скрывала другое лицо Америки — бедность, апартеид, нетерпимость, коррупция, охоту Маккарти на ведьм коммунизма. В общем, реклама показывала Америку такой, какой Америка хотела себя видеть, и за это ее вряд ли стоит судить сурово.
Пока комментариев нет
Оставить свое мнение