731

Интересное

27 августа 2009

Цвет, меняющий мир

Охра — десятки тысяч лет до Пикассо



В 1994 году три французских спелеолога открыли огромную пещеру на юге Франции. Геологическое чудо было завалено черепами костями пещерных медведей и волков. Но самое главное — на стене был обнаружен рисунок, сделанный охрой. Похоже, тогда человечество впервые познало радость работы с цветом.

В пещере Шове обнаружены одни из самых древних образцов человеческого искусства. Относительно датировки высказывались достаточно смело — говорят, что рисунки могли быть сделаны около 30 000 лет назад. Что самое удивительное — рисунки выполнены очень хорошо. Тема одна — животные: медведи, львы, мамонты, носороги и совы. Очевидно, однажды исследователи найдут пещеру с плохими рисунками — надо же было первобытным художникам где-то практиковаться.

Что это изменило?

В непрекращающихся спорах об искусстве есть один интересный вопрос — для чего художники вообще создавали картины. Есть теории о том, что они рисовали в религиозных, мистических целях, что рисунок был одной из форм или одним из средств общения и т.д. — однако доподлинно ничего не известно. Зато, по крайней мере, найдено одно из первых мест, где человек впервые начал использовать цвет, чтобы воспроизвести окружающий мир в искусстве.

Карминовый — тля времен майя



Кармин — это ярко-красный пигмент, используемый практически повсеместно — от искусственных цветов до косметики. В общем-то, его и как пищевой краситель применяют достаточно широко. А вот это уже забавно, потому что кармин делается из насекомых. Кошенили, или щитковые тли, живут на кактусах Opuntia coccinellifera. Для получения пигмента их использовали уже ацтеки и майя Северной и Центральной Америки. Среди прочего, пигментом окрашивали платье императоров. Поэтому, наверное, Монтесума взимал с покоренных городов налог кошенилью.

Что это изменило?

В Новый Свет испанских исследователей привел далеко не кармин, однако полюбился он им быстро. Вскоре после начала испанской колонизации кармин стал вторым после серебра товаром, которые наиболее активно и охотно экспортировались из Нового Света в Европу. Старый Свет увидел кармин в самом начале 16 века. Его использовали для окраски кардинальских риз и мундиров английской армии. Испанцы почему-то тщательно скрывали источник получения кошенили, убеждая остальных европейцев, что получают его не из насекомых, а из ягод и семян.

Высокий спрос на кармин подстегивал колонизаторов и освоение Нового Света шло семимильными шагами. Поэтому вряд ли будет большим преувеличением сказать, что история колонизации написана, хотя бы отчасти, яркими красными буквами.

Сиреневый — неудачный эксперимент



Оказывается, цвет тоже можно открыть. Такое случилось, например, в 1856 году, когда восемнадцатилетний химик Уильям Генри Перкинс пытался искусственно получить хинин, чтобы лечить малярию, однако эксперимент не удался.

В пробирке остался черный осадок, и чтобы очистить ее, он налил в нее спирт, который смешался с остатками экспериментальной смеси и дал жидкость насыщенного сиреневого цвета. Сам цвет, конечно, существовал в природе и прежде, однако в лаборатории он был создан впервые, а это означало, что теперь его можно будет получать практически неограниченно, в том самом виде, который как нельзя лучше подходит красителю.

Что это изменило?

Сиреневый, или, анилиновый пурпурный, идеально окрашивал шелк и другие ткани. В 1858 году Королева Виктория надела на свадьбу дочери сиреневое платье. Цвет моментально оказался на пике моды. А впервые полученный синтетическим путем краситель, оказался исключительно стойким, платья долго не выцветали — это снискало мовеину дополнительное уважение.

Но главное даже не это. Мовеин дал толчок развитию индустрии синтетической химии. Прежде химия и коммерция соприкасались мало. Открытие Перкинса положило начало дальнейшему промышленному применению химии в медицине, фотографии, парфюмерии и во многих других областях. По сути, именно благодаря открытию Перкинса увидели свет такие компании-гиганты, как AGFA, BASF, Bayer и ICI.

RGB. Часть первая. Первая цветная фотография



1861 год замечателен не только отменой крепостоного права в России. В этом же году была получена первая цветная фотография. Собственно, были сделаны три черно-белых снимка, каждый снимался с фильтром красного, зеленого или синего цвета, который помещали перед линзой. Затем три снимка совмещались и глазам зрителя представала слегка расплывчатая, но цветная фотография клетчатой ленточки. Автором идеи был физик Джеймс Кларк Максвелл. Так все и считали долгие годы.



Однако в 2007 году история неожиданно и резко изменилась. Еще в 1850, американский священник Леви Хилл заявил собственное право на первенство создания цветной фотографии. Его публично признали мошенником. Эксперты утверждали, что по его технологии получить цветное фото невозможно, а то, что он предъявил как цветную фотографию — просто-напросто раскрашенный вручную черно-белый оригинал.

До недавнего времени это казалось неоспоримым, однако тщательное исследование снимков дало неожиданный результат. Он и вправду раскрасил фотографию — однако красный и синий цвета были настоящими. Ему, действительно, удалось поучить первый цветной снимок.

Что это изменило?

Не так важно, кто был первым, влияние цветной фотографии на историю переоценить сложно. С самых первых своих шагов, поднимаясь все выше — к первому цветному фильму, созданному в 1935, и цифровой революции, цветная фотография становилась все более совершенной и доступной. Останавливая время, фотография запечатлевала в цвете важнейшие события последнего столетия, а иногда и меняла мир.

Красный — открывая правду о происхождении Вселенной

Эффект Доплера — явление универсальное. По названию судить о том, что это такое, сложно.



Представим пожарную машину, которая несется по городу с включенной сиреной. Когда она приближается, звук сирены постепенно становится выше, когда удаляется — ниже. Это происходит потому, что с уменьшением расстояния до источника звука, волны доходят быстрее и чаще. При этом не важно, что движется — приемник волн или их источник. А об универсальности открытого Доплером эффекта можно говорить потому, что он характерен для волн любой частоты — звуковых, световых и радиоизлучения.

Именно открытие этого эффекта позволило сделать вывод о том, что Вселенная расширяется: если излучающий свет объект отдаляется, то происходит так называемое красное смещение — сдвиг спектральных линий в красную сторону (красные волны имеют наибольшую длину) испускаемого им света. Проще говоря, свет становится более красным.



Что это изменило?

Около 150 лет назад астрономы заметили это красное смещение, идущее от разных небесных тел. Из этого они вывели, что определенные галактики отдаляются от нашей. Потом они пришли к еще более интересному выводу: все галактики отдаляются от нашей. Это могло означать только одно: Вселенная постоянно расширяется.

Через несколько лет ученые поняли еще одну вещь: если Вселенная непрерывно расширяется, значит, когда-то в прошлом, все вещество во вселенной было сосредоточено максимально плотно. А потом, очевидно, произошел взрыв. Большой Взрыв. Так и появилась Теория Большого Взрыва.

RGB. Часть вторая. Хлеба и зрелищ



Цветное телевидение сегодня — вещь сама собой разумеющаяся. Его тоже изобрели, и открытие это рядовым не казалось. Трудно определенно сказать, когда точно это произошло, проб и ошибок было много.

Систему цветного телевидения, способного на одновременную передачу всех цветовых сигналов и совместимого с со стандартами черно-белого телевидения, впервые применили в 1953 году в США. Однако уже в 1899 году русский инженер-электрик Александр Полумордвинов предложил вполне работоспособный проект. Правда, передача цветовых сигналов была последовательной. Зато всего восемь лет спустя, в 1907 году Ованес Адамян разработал систему с одновременной передачей сигналов.

А в пятидесятые телевизоры были не у многих. Впервые на продажу их выставила компания Westinghouseв том же 1853. Тогда телевизор стоил $1295, что, по сегодняшним меркам, составляет около $10 000, поэтому массовым телевидение стало там лишь спустя десятилетие.

В Советском Союзе телевидением интересовались, но финансировали его не слишком охотно и опыт США применять не хотели. Поэтому ходили окольными путями, иногда изобретали велосипед, но в январе 1960 года Шаболовка все-таки начала вещание.

Что это изменило?

Вопрос интересный. Ответ зависит от того, кому его задавать. Так получилось, что начало популярности телевидения пришлось на годы войны во Вьетнаме, и в вечерних новостях показывали военные кадры — зрелище было сильное, особенно в цвете. Кто-то надеялся, что увидев так близко все ужасы войны, понять, как она страшна, смогут даже те, кого она близко не коснулась. Надеялись, что, может быть, войн будет меньше. Меньше жестокости и насилия. Только странно — почему-то получается наоборот. И кто виноват — неизвестно.

Источник: Crestock
Адаптация, перевод: CG-Mania



Понравилось?


Еще есть кое-что подобное:

Турбина Тесла создает электричество

Новые цвета M&M's

Рисунки на песке

смешные рисунки

Эволюция граффити

Иллюзия Субару

Назад / Следующее событие


Пока комментариев нет


Оставить свое мнение