Если судить только по фотографиям, работы Эльвиры Верше — это огромные инсталляции из песка, образующего более или менее сложные геометрические рисунки.
Однако фотографии показывают только один краткий момент длительного процесса. По сути, никто не видит всего перформанса целиком — его не видит даже сама Эльвира Верше.
Большинство из тех, кто приходит посмотреть на перформанс, видит рисунок из песка, выложенный на полу галереи. Инсталляция, как правило, не закончена: зрители приходят, когда художница еще находится в процессе создания работа. Рисунок настолько велик, что его почти невозможно охватить взглядом.
Чтобы как следует рассмотреть рисунок, нужно обойти его, увидеть, как свет играет с цветом песка, как художница добавляет новые фрагменты огромной мозаики.
Выглядит это удивительно — вряд ли где-то еще можно так полностью почувствовать красоту различных оттенков песка. Мозаика кажется подвижной: в зависимости от того, где вы стоите и на чем фокусируете взгляд, возникают новые рисунки и ритмы, одни цвета становятся доминирующими, другие — фоновыми. Несмотря на строгую геометричность, инсталляция представляет собой открытое произведение искусства, которое оживет под взгладом зрителя.
Вскоре после того, как художница заканчивает работу, для зртелей наступает по-настоящему драматический момент. Верше стирает всю инсталляцию. Цвета смешиваются, как краска на полотне, четкие геометрические фрагменты превращаются в смазанные полосы, и в конце концов вся мозаика становится просто кучей песка неопределенного цвета.
Иногда посетителям разрешают унести немного песка с собой, если им того хочется и если они чувствуют смысл этого. Так инсталляция продолжается.
Песок — это не случайный материал. Это не то, что изготавливают и поставляют компании. Песок для Эльвиры Верше собирают ее друзья, поклонники ее творчества и вс те, кому это интересно. В этом контексте песок — это даже не столько то, что геология определяет как кварц, оксид кремния. Песок — это все, что покрывает землю.
Люди собирают его и отдают Верше, поэтому ее песок — это настоящая коллекция подарков.
Песок собирают в баночки или конверты и отправляют Верше, часто прикладывая при этом записку и фотографию места. Так он становится своеобразным документом.
Коллекция получается весьма неоднородной: одни образцы люди собирали из-за цвета или текстуры песка, другие — из святых мест, мест паломничества, из священных пещер или с гор, где стоят храмы и церкви. Есть песок из мест, которые имеют для людей какое-то личное значение или вызывают острые ассоциации в связи с политическими событиями. Весь этот песок собирается у Верше и хранится в самых разных сосудах и емкостях.
Таким образом, вся коллекция приобретает концептуальное значение, являясь огромным вместилищем информации и представляя картину мира. В ней представлены места, которые сегодня имеют значение для всего мира или были таковыми в прошлом.
Это превращает коллекцию в культурно-исторический, политический и философский документ, своеобразный вневременной атлас мира Эльвиры Верше.
Для того, чтобы создать из этого песка инсталляцию, требуется много приготовлений. Первостепенное значение при этом имеет место будущей инсталляции, задуманный рисунок песчаной мозаики и цвета песка.
Верше часто создает песчаные мозаики в синагогах, церквях, музейных залах и огромных выставочных холлах. Важны не только форма, размеры и освещение, но и то, насколько это место значимо для зрителей и самой художницы.
Прежде чем создавать инсталляцию, Верше тщательно продумывает схему: геометрический рисунок, основанный на принципах, близких по духу декоративным формам исламского искусства. Фрагменты орнамента располагаются в геометрическом порядке, имеющем глубокое значение.
Правила, по которым создается рисунок, достаточно сложны и сами по себе содержат информацию о мире, ритме, эволюции, порядке. Их творческий потенциал очень велик. Это становится ясным из того, что каждая часть рисунка может становиться центром для циклически повторяющихся фрагментов.
Каждый раз, когда зритель переводит взгляд, рисунок обнаруживает новые формы и слои. В этом отношении он напоминает музыкальный инструмент, нечто вроде арфы, которая звучит благодаря цвету, и зритель «слушает» ее.
Цвет в инсталляциях Верше — краеугольный камень. Все волшебство начинается, когда она начинает рассыпать песок на поверхности пола. При этом она часто обнаруживает, что песок ведет себя не так, как она ожидала: принимает тот или иной оттенок в зависимости от освещения, впитывает влагу, больше блестит, становится ярче или тусклее, его оказывается легче или труднее рассыпать так, как надо.
Комбинации цветов Верше тщательно подбирает, и они выглядят такими насыщенными, что зритель может подумать, будто в песок добавлен пигмент.
Окончательная инсталляция — это не только визуальный артефакт. Это сложное целое, как хор голосов, рассказывающих истории о разных местах мира — там, где люди оказались по тем или иным причинам. О местах, которые вызывали у них те или иные эмоции. Путешественники, которые собирали песок и уносили его с собой, показывали тем самым, что место значимо для них. Все эти места вступают в инсталляции в какое-то общее взаимодействие.
За последние несколько лет Эльвира Верше создала перформанс, в равной мере зрелищный и концептуальный. Из, пожалуй, самого скромного материала на свете.
«Путешествие» песка, начиная с его первоначального места, в чемодан путешественника, в коллекцию Верше и в ее инсталляции необычно и интересно — и это тоже становится частью истории рисунка.
Принципы создания рисунка уходят корнями в прошлое на сотни и тысячи лет. Именно они создают завораживающий ритм орнамента.
Разрушение инсталляции тоже очень важный момент. Это даже не столько символ хрупкости и эфемерности красоты. После инсталляции остается воспоминание, история о ней. А история может жить очень долго, по крайней мере, пока ее будут рассказывать и передавать.
История живет в людях, которые присылают Верше песок, в зрителях, которые уходят, унося с собой конвертики с песком, на каждом из которых написаны дата и место. В этих конвертиках они уносят напоминание о том, какая красота и богатство цвета таятся в самом обычном песке.
Пока комментариев нет
Оставить свое мнение