Художники-концептуалисты семидесятых годов часто концентрировались на том, что принято называть «дематериализацией искусства». О дематериализации говорили применительно к искусству, где отсутствовал традиционный объект. Вместо того, чтобы изображать материальный предмет, художник представлял идею и сопровождал ее письменным или печатным сообщением, схемой, фотографией и т.д.
Среди современных художников термин «дематериализация» приобрел несколько иной оттенок значения, новую коннотацию. Теперь дематериализация не противопоставляется объектности. Возможно, это произошло в постмодернистские восьмидесятые, когда художники переосмысливали в своих работах предметы и продукты массового потребления.
В этом контексте работы корейской художницы Рэн Хуонг приобретают важное значение. Ее инсталляции не только выражают ее как художника, но и представляют понятие дематериализации в новом свете. Это не строгая концептуальность и не ретро-стилизация. Хуонг показывает неразрывную связь-противоречие между духовным значением и модой.
Это кажется весьма необычным, особенно с западной точки зрения, где мода и духовность — понятия редко, если вообще совместимые.
Инсталляции Хуонг — это канонические восточные будды — плоские изображения из ниток, иголок и пуговиц, — и женщины, голливудски соблазнительные и ослепительные, роскошные модели, как с фотографий Хельмута Ньютона.
Когда Рэн была ребенком, отец часто брал ее в буддийские храмы. Ребенок может не понимать, что значит поклоняться божеству и не осознавать смысла ритуалов, однако он чувствует причастность к чему-то священному, и это остается в нем навсегда. Для Хуонг это чувство выросло в искусство.
Многие последователи дзен-буддизма знакомы с тем, что называется «коэн». Коэн в дзен-буддизме — это вопрос-головоломка, ответ на который нельзя получить логически. Коэны известны с одиннадцатого-двенадцатого веков, их широко практиковали в монастырях Кореи и Японии.
Противоречие мода-духовность в работах Рэн Хуонг концептуально по своей природе и вместе с тем близко по духу буддийским коэнам. Для коэна нет рационального ответа, нет легкого решения. Парадокс в коэне служит средством просветления разума. Коэн освобождает сознание и помогает погрузиться в медитацию.
Цветные пуговицы и нитки разрушают цельность изображения, если смотреть на него вблизи. Элементы становятся самоценными, дематериализуя цельный объект. И тем не менее, в сознании присутствует этот цельный образ.
Работы Рэн можно воспринимать как некий визуальный коэн, основанный на противоречии, лежащем в сознании смотрящего.
Огромные инсталляции на стенах — это недели и месяцы ручной работы, однообразных повторяющихся движений. Рэн смотрит на процесс создания этих изображений как на своеобразную форму медитации, на ритуал, который позволяет ей найти внутренний покой.
Материалы, без которых немыслима индустрия моды, используются для создания концептуальных канонических изображений — будды, традиционные вазы, монахи...
Задолго до того, как она создала свои первые крупные инсталляции, Рэн наполняла сделанные ею самой коробки разноцветными пуговицами. В стенках коробок Рэн вырезала силуэты шикарных модных женщин и не стесняясь заявляла: «Я люблю моду».
В этих работах пуговицы служили материалом — случайными, «найденными» элементами, как у нео-дадаистов.
С точки зрения техники, все работы Рэн можно разделить на две большие группы.
В одних инсталляциях булавки удерживают на стене тысячи пуговиц, формирующих и одновременно дробящих силуэтное изображение. Никакого клея, скотча — пуговицы висят свободно, подвижно. Это символизирует неустойчивость, иррациональность, неопределенность человека. Пуговицы просты, понятны и обыденны — это как рутинное существование человека.
В других инсталляциях между множеством булавок протянуты метры и метры ниток. Нитки служат метафорой связи и коммуникации между несвязанными, кажется, людьми.
Рэн проецирует изображение Будды на стену, чтобы увидеть контуры, а затем заполняет его пуговицами, прикрепляя их на стену при помощи длинных иголок — тысячи пуговиц образуют плотное полотно.
Часть пуговиц Рэн намеренно роняет на пол. Часть — располагает не так близко друг к другу, как на остальном изображении. Поэтому кажется, что изображение разрушается, распадается на точки.
Один из самых крупных и важных проектов Рэн — огромный Будда из белых пуговиц на стене производственного здания в Бруклине. Множество людей приходили посмотреть на то, как из маленьких белых пуговиц создается изображение. Многие хотели сфотографироваться с Буддой и с самой Рэн — так сбывались надежды Рэн на установление значимой коммуникации между людьми.
Инсталляция в пустой камере одной из заброшенных тюрем Кореи —это символ сочувствия Рэн заключенным, людям, которых редко воспринимают как людей. Орел — это часто встречающееся в мифологии воплощение божества. Здесь он символизирует мужество в преодолении страданий и силу не сдаваться судьбе.
«Вбивая тысячи булавок в стену, я как будто открываю для себя значимость существования. Монахи практикуют дзен, глядя на стену, а моя работа — это некий перформанс, позволяющий открыть себя».
Пока комментариев нет
Оставить свое мнение