Хьюстонский художник Аль Соуза изучал искусство в Нью-Йорке. Сегодня он совмещает свободное творчество и преподавание в университете, выставки его работ проходят в США и Европе.
В работах Соузы — одновременно дань уважения и вызов ранее существовавшим концептам и направлениям. Несмотря на то, что, как и для многих современных художников, для него важно прежде всего создать и развить свой собственный язык, он прямо признает влияние, которое на него оказало течение Arte Povera.
Для Arte Povera (ит. — «бедное искусство»), возникшего в Италии в шестидесятых годах ХХ века, было характерно использование нехудожественных материалов. Стремясь таким образом избавиться от условностей и ограничений, художники этого направления преследовали и другую цель — бросить вызов коммерциализации искусства, ставшего «продукцией» — объектом торговли и коллекционирования.
Часто работы художников Arte Povera создавались из случайных, «найденных» материалов, которые представали с новой точки зрения, тем самым приобретая новое значение и контекст.
Сходные черты обнаруживаются и в творчестве Соузы: «последние несколько лет я работаю почти исключительно со случайными материалами. Одни из них природные — например, древесные грибки и ракушки, другие сделаны человеком — газеты, кусочки пазлов».
На протяжении двух месяцев своего пребывания в Австрии в 1995 году Соуза работал с ежедневными газетами. Он вырезал отверстия в газетах, накладывал листы друг на друга — так, что перед зрителем, который видел готовую работу, представали лишь фрагменты газетных историй. В другой серии работ он показал структуру земли.
Более визуально хаотичными выглядят его работы, созданные из кусочков пазлов — названия работ относятся к оригинальной картинке пазла, которая после манипуляций Соузы становится неразличимой. Так Соуза превращает повседневное в необычное.
Каждая картина-панно состоит из множества пазлов, найденных в секонд-хендах и в каталоге E-bay. Фрагменты изображений — животные, развивающие игрушки, небоскребы — наслаивающиеся друг на друга, создают китчевую какофонию из множества элементов, яркие, непредсказуемые, хаотические комбинации. Все это напоминает не то детский калейдоскоп, не то рекламную вывеску, не то огромную свалку.
Из самой разной бумаги — постеров, портретов знаменитостей, принтов, газет, Брайлевских листов Соуза составляет фантастические по цвету и текстуре абстракции. При ближайшем рассмотрении элементы становятся узнаваемыми — и тем более необычным и интригующим выглядит панно. Огромное целое, смысл которого не сводим к сумме смыслов составляющих его элементов. Множество изображений, сливающихся в одной статичной рамке.
По сравнению с панно из пазлов, картины из бумаги выглядят более тонкими, изысканными, но нимало не теряют в экспрессивности. В галереях и выставочных залах черно-белое изящество бумажного кружева причудливо контрастирует с пульсирующей насыщенностью мозаичных панно. Цвета перекатываются по фрагментам и слоям, формы то обретают резкость, то внезапно теряют ее. Взаимодействие части и целого, напряженность и экспрессия — раздробленные и дезориентирующие картинах Соузы невероятно зрелищны.
Пока комментариев нет
Оставить свое мнение