По сути своей анаглифические изображения — это картинки со смещенными слоями цветов — синего и красного. Невооруженным глазом на них смотреть настолько же приятно, насколько приятно смотреть старый ламповый телевизор, где картинка расслаивается на цвета и каждый объект имеет что-то вроде ауры.
Чтобы увидеть изображение рельефным, используются специальные очки, одно стекло которых красное, другое — синее. Стекла иначе называют фильтрами — они фильтруют изображение так, что через красный фильтр не проходит изображение в красном канале, а через синий — соответственно, изображение в синем канале.
Так, собственно, и создается стереоскопический эффект. Каждый глаз видит ту часть перспективы, которую позволяет ему фильтр. Часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие, соединяет полученную информацию, объясняет для себя различия разницей расстояний, и человек видит объемное изображение.
Современные стерео-очки используют красный и сине-зеленый (циановый) фильтры. Циан пришел на смену синему, когда стало ясно, что он способен на лучшую цветопередачу, особенно в том, что касается передачи оттенков кожи.
Красный и циановый фильтры хорошо передают охристо-желтый, зеленый (если цвета не слишком яркие), а также розовый, пурпурный, синий и практически все нюансы серого и коричневого. Например, осенняя трава в лесу будет выглядеть просто идеально.
Случается, что в одном из фильтров изображение получается яснее, чем в другом. В этих случаях исходное изображение следует отредактировать.
Еще одна проблема возникает, когда элемент оригинального изображения близок по цвету к одному из фильтров — например, ярко-синее небо или насыщено-красная машина. В этом случае фильтр того же цвета будет передавать его как слишком светлое, а второй фильтр — как слишком темное. Это вызывает зрительный дисбаланс, элемент начинает «мерцать».
Чтобы решить проблему, чаще всего снижают цветовую насыщенность элемента — получаются так называемые полуцветные анаглифы. Другой вариант — выбрать другие цвета фильтров для очков — например, желто-синие очки более правдоподобно передают оттенки красного, однако распространены подобные вариации гораздо менее, чем традиционные красно-циановые очки.
Универсальность и широкая применимость технологии анаглифов — их можно проецировать, печатать и воспроизводить на экране телевизора или компьютера — становится причиной еще одной проблемы. Не все средства воспроизведения анаглифов передают цвета одинаково, кроме того, не всегда совершенны и очки — одни чуть светлее, другие чуть темнее. Поэтому фильтрация оказывается неидеальной, разделение изображений по цветовым каналам получается неполным и каждый глаз видит еще и немного из того, что для него не предназначено.
Так появляются фантомные изображения, которые мешают восприятию. Конечно, маловероятно добиться того, чтобы повсеместно использовались хорошо отрегулированные экраны и нормальные очки. поэтому, чтобы избавиться от фантомов, лучше избегать в анаглифах слишком явных контрастов. Также можно отрегулировать настройки контрастности экрана компьютера.
Рассматривать анаглифы проще, чем обычные стереопары — достаточно надеть очки, к которым глаз привыкает быстро и чувствует себя вполне естественно. Однако возможности цветопередачи у стереопар заметно выше. Кроме того, уже созданы специальные очки и для рассматривания стереопар.
Хотя и технология анаглифов не стоит на месте. Немецкая компания Infitec, специализирующаяся на трехмерных технологиях, разработала технологию разделения каналов в стереопроекции, основанную на интерференции фильтров. Изображения для левого и правого глаза проецируются на различной длине волн (так называемое мультиплексирование длин волн). Поэтому анаглифические возможности цветопередачи существенно расширяются.
Сам принцип был описан Вильгельмом Рольманом в 1853 году. В 1858 году Шарль Д'Альмеида получил стереопроекцию, используя эту технологию. Он поместил в два проектора красный и зеленый фильтры и попросил зрителей надеть очки с красно-зелеными фильтрами. Таким образом, объемные изображения можно было видеть с любой точки в комнате.
Первые же собственно анаглифические изображения представил сэр Чарльз Уитстоун. Он показал Лондонскому Королевскому Обществу картинки, которые оказали огромное влияние на развитие оптики. Уитстоун нарисовал 11 пар простых картинок. Картинки каждой пары имели небольшие отличия друг от друга и вставлялись в специальное устройство — стереоскоп. Каждый глаз видел только одно изображение.
Теперь то же самое делают анаглифические очки. Если точно перерисовать картинки в каналах для анаглифических очков, изображения получатся вот такими:
Термин «анаглиф» (от греч. ana — снова, внизу вверх и glyphe — скульптура) был введен Луи Дюко дю Ороном, который, как и братья Люмьер, и Фредерик Ив, исследовал возможности цвета в фотографии. Все они искали средство добиться большей фотографической точности, пытаясь совместить информацию о цвете и объеме.
Сначала технологию применяли только к статичным изображениям, потом в начале ХХ века, анаглифы стали применять и в кино. Позже анаглифы пришли и в телевидение, однако это оказалось малоэффективным — из-за особенностей телевизионной передачи сигнала, влиявших на яркость и цвет.
В 1950-х анаглифы применяли в комиксах — в хоррорах, детективах и т.д. — похожих по содержанию на современную японскую мангу. С появлением в США Comics Code Authority — организации, следившей за содержанием и оформлением комиксов, анаглифические комиксы практически исчезли. В новых комиксах от анаглифов было мало пользы — там преобладали яркие, контрастные изображения, а красно-зеленые анаглифические очки того времени справлялись с такими изображениями плохо.
Сейчас анаглифы множатся в Интернете — изображениями и видео, на дисках Blu-Ray, CD-дисках и в печати. Интернет-галереям анаглифические изображения нужны хотя бы потому, что это единственный способ для компьютерного пользователя увидеть предмет (например, музейный экспонат) объемным на экране монитора. Также популярны анаглифы и среди реальных галерей и музеев.
Еще они часто применяются в разного рода публикациях, большей частью научных — например, для иллюстрации сложных химических структур, которые трудно адекватно воспринимать в плоском представлении, математических функций, систем организма. В таком случае к работе прилагают и очки.
В анаглифическом исполнении можно показывать фильмы, выпускать видеоигры и т.д. В июле 2008 студия Disney показала свой первый фильм в формате Blu-Ray — Hannah Montana & Miley Cyrus: Best of Both Worlds Concert. Технология Blu-Ray позволила значительно улучшить качество получаемой при использовании анаглифа картинки. В 2010 планируется показать "Красавицу и Чудовище", а на октябрь 2009 намечен релиз стереоскопической "Истории игрушек".
Принцип используют даже военные — НАСА применяет его для получения объемных изображений о Солнце и Марсе.
Анаглифические изображения можно создавать с помощью различных компьютерных программ, например, Adobe Photoshop, Z-Anaglyph, Anaglyph Workshop и т.д. Многочисленные средства цифровой обработки позволяют получить очень хорошее качество результата.
Пока комментариев нет
Оставить свое мнение